Кикшеринг: быть или запретить
В Совете Федерации прошел круглый стол по законодательному регулированию кикшеринга
Сотрудники Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» и члены Ассоциации приняла участие в круглом-столе в Совете Федерации на тему "Вопросы нормативно-правового регулирования средств индивидуальной мобильности (СИМ), реализация дорожной карты". Мероприятие организовано Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
С вступительным словом к участникам обратился сенатор России Артем Шейкин. Затем мнение относительно необходимости внесения изменений в нормативные документы для регулирования средств индивидуальной мобильности высказал заместитель директора Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко.
Начальник ФКУ «НЦ БДД МВД России» Дмитрий Митрошин привел статистику по количеству ДТП с участием СИМ, согласно которой, опасность получения травм и гибели угрожает в первую очередь водителям СИМ, а не пешеходам. Также он привел данные о росте динамики аварийности с участием СИМ по сравнению с предыдущими годами. При этом половина СИМ, которые попадают в ДТП, являются не шеринговыми, а частными самокатами и велосипедами.
Председатель Московской городской думы Алексей Шапошников рассказал, что Мосгордума в феврале 2024 года внесла на рассмотрение Государственной думы и в Правительство России свои предложения по дополнению Кодекса административных правонарушений и Правил дорожного движения новыми видами ответственности за ряд правонарушений при использовании СИМ. Шапошников предложил подумать над введением пилотного проекта по отработке вводимых ограничений в городах федерального значения с 1 июня 2024 года, а затем, по итогам «пилота», рассмотреть результаты и распространить результаты на другие регионы.
Руководитель направления по работе с госорганами «Яндекс Go» Александр Новолокин в ходе своего выступления рассказал о деятельности оператора кикшеринга: наведен порядок с брошенными в неположенном месте СИМ и организации специальных парковок; идет пилотный проект по определению формата регистрационных номеров СИМ, «пилот» продлится до середины прокатного сезона.
Руководитель направления по связям с государственными органами МТС Юрент Георгий Зелинский в своем выступлении предложил при регулировании СИМ использовать закон об экспериментальном правовом режиме в сфере цифровых инноваций.
Свои предложения в ходе круглого стола высказал главный аналитик Ассоциации Андрей Ионин: «Во-первых: СИМ – это самый инновационный вид транспорта и ко всем вопросам его регулирования необходимо подходить с помощью самых передовых цифровых технологий, а не пытаться перенести сюда подходы к регулированию, которые применяются на автомобильном транспорте. Второе: я категорически поддерживаю предложение Москвы о введении «рваного регулирования», когда регулирование разное для различных регионов страны. Впервые мы столкнулись с такой необходимостью при регулировании использования дронов. Мы в Москве и на Чукотке пытаемся создать единое регулирование, хотя риски принципиально разные. Цифровые технологии позволяют ввести такое регулирование. Третье: в ходе круглого стола уже упоминался прекрасный инструмент экспериментальных правовых режимов. Мы его активно используем в рамках проекта Беспилотный логистический коридор на трассе М-11 «Нева». Это важно потому, что контрольно-надзорная деятельность потребует вложений в инфраструктуру, а это - затраты государства. Нам нужно отработать технические, инфраструктурные регуляторные гипотезы, а уже после принимать конкретные решения. Давайте запустим три экспериментально-правовых режима по СИМ в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, отработаем все гипотезы, а потом на основании этого поймем, где и на что государству тратить деньги. Четвертое: мы обсуждаем кикшеринг, но у нас есть частные СИМ. Если мы зарегулируем кикшеринг, то те же люди, которые нарушают правила на электросамокатах просто пересядут на собственные СИМ. Затраты покупателей СИМ не должны ограничиваться только покупкой СИМ. Должна быть введена обязанность, что владельцы частных СИМ должны подключиться к одному из агрегаторов и платить определенную сумму за контроль, мониторинг, проверки. Он не платит тариф за прокат, но платит тариф за обслуживание. Тем самым государство получает готовую систему мониторинга частных СИМ».