Новости

Трансформация транспортной отрасли с помощью искусственного интеллекта

17 апреля 2025

В Москве в рамках конференции ИИ «Data Fusion 2025» прошла сессия «ИИ + данные = человекоцентричный транспорт?», где ведущие эксперты транспортной отрасли представили прорывные технологические решения на основе искусственного интеллекта.

В современную эпоху цифровой трансформации искусственный интеллект становится ключевым инструментом развития транспортной отрасли. Эксперты крупнейших российских транспортных компаний делятся своим видением внедрения передовых технологий и их влиянием на будущее транспортной системы.

Как отметила модератор сессии, директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, мы живем в эпоху стремительных технологических изменений, когда ИИ перестает быть просто модным трендом и становится реальным инструментом повышения качества услуг. «Транспортный сектор – это идеальное пространство для применения передовых технологий, где каждое инновационное решение напрямую влияет на комфорт и безопасность миллионов людей», - сказала она.

Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», подчеркнул принципиальный подход компании к внедрению ИИ: «Мы не делаем проектов без четко посчитанного экономического эффекта». Компания внедряет три ключевые технологии искусственного интеллекта: компьютерное зрение, речевые сервисы и интеллектуальной поддержки принятия решений.

Компьютерное зрение находит широкое применение в различных сферах железнодорожного транспорта. Флагманский проект – беспилотный поезд «Ласточка», автоматизированный по третьему из четырех уровней. Такой поезд, запущенный в августе 2024 года, уже прошел более 75 тысяч километров. Это расстояние чуть меньше двух экваторов. Технология также применяется для помощи машинистам, диагностики подвижного состава и оптимизации производственных процессов. Например, система компьютерного зрения позволяет проводить коммерческий осмотр грузовых поездов, исключая человеческий фактор и повышая безопасность перевозок.

Первый вице–президент ПАО «ТрансКонтейнер» Валерий Веремеев выделяет восемь ключевых направлений применения ИИ в логистике. Среди них – прогнозирование спроса, оптимизация маршрутов, автоматизация складов и профилактическое обслуживание транспортных средств. Международный опыт показывает значительный потенциал технологий: некоторые компании смогли сократить пробег грузовиков на 2%, а порожний пробег – на 12%.

Руслан Гусак, директор департамента информационных технологий АО «Авиакомпания АЗИМУТ», рассказал о применении ИИ в планировании летных экипажей. Искусственный интеллект способен анализировать до 15-16 миллионов вариантов и предоставлять 10-15 наиболее эффективных решений. В 2024 году компания обработала 180 тысяч обращений пассажиров, где 80% были успешно решены с помощью ИИ.

Заместитель Генерального директора АО «ФПК» Денис Кучинский представил проекты по внедрению искусственного интеллекта в систему обслуживания пассажиров. Интеллектуальная система обращений автоматически определяет характер жалоб, распределяет их по подразделениям и готовит ответы. Время подготовки ответов сократилось с 25 до 1 суток при точности 87%. «Наша стратегическая цель - использовать искусственный интеллект для оптимизации маршрутной сети, которая фактически дорабатывалась, но не пересматривалась с сороковых годов прошлого века», - добавил он.

Сергей Голицын, руководитель Т1 ИИ, ИТ-холдинг Т1 отметил глобальный тренд перехода от инвестиций в технологии к практическому внедрению бизнес-решений. Ключевыми направлениями станут предиктивная аналитика, платформенные решения и генеративный искусственный интеллект. «Скорость развития цифровизации в транспортной отрасли очень позитивна. Мы уже видим запросы на внедрение технологий искусственного интеллекта в различных сегментах – от железнодорожного до авиаперевозчиков», - сказал он.

Участники сессии сошлись во мнении, что ИИ не заменит человека полностью, но кардинально трансформирует его работу. Технологии возьмут на себя рутинные операции, освобождая специалистов для более творческих и стратегических задач.

Полина Давыдова резюмировала: «Искусственный интеллект – это не просто технология, это новый язык коммуникации между человеком, машиной и пространством. Технологический прогресс измеряется комфортом, безопасностью и качеством жизни миллионов».