Снятие межведомственных барьеров за счет IT-технологий будет способствовать увеличению скорости транзита грузов по России
В Светлогорске (Калининградская область) проходит международный транспортно-логистический форум "PRO//Движение.Запад". В нем принимают участие представители ОАО "РЖД", крупнейших грузоотправителей и операторов подвижного состава и других компаний, заинтересованных в использовании инфраструктуры Калининградского транспортного узла. Транзит грузов в контейнерах – одна из главных тем форума.
По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, для реализации транзитного потенциала российских железных дорог в полной мере необходимо продолжить работу над совершенствованием законодательства.
"Один из важнейших элементов транспортной услуги – скорость – напрямую зависит от отсутствия административных барьеров для продвижения товаров", – отметил он.
Активно развивается электронное взаимодействие с Федеральной таможенной службой. Компания планирует в ближайшей перспективе полностью перейти на так называемый электронный транзит по территории РФ со странами ЕАЭС, когда перевозка будет осуществляться без единого бумажного документа. Подобные сервисы развиваются и при организации мультимодальных перевозок.
В начале сентября во Владивостоке была оформлена первая партия контейнеров, перегружаемых с моря на железную дорогу, по технологии ИНТЕРТРАН, благодаря чему удалось перейти на полностью безбумажную технологию, существенно сократить время обработки груза в порту.
ОАО "РЖД" со своей стороны внедряет новые IT-решения и развивает железнодорожную инфраструктуру. По словам Алексея Шило, в ближайшие годы компания планирует довести скорость движения контейнерных поездов до 1400 км в сутки, и к 2025 году доставка грузов от Владивостока до Калининграда станет возможной за 7 суток.
Говоря о реализации транспортного потенциала региона, начальник Калининградской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" Виктор Голомолзин отметил, что благодаря развитию инфраструктуры, обеспечению комфортных тарифных условий транзитные перевозки с использованием магистрали стали более привлекательными. По его словам, транспортный узел Калининград является частью проекта нового "шелкового пути" и позволяет использовать международный коридор между Европой и Азией как в транзитном, так и в экспортно-импортном сообщениях. Он имеет два сухопутных железнодорожных погранперехода с Литвой по колее 1520 мм (Кибартай/Чернышевское и Пагегяй/Советск) и два сухопутных погранперехода по колее 1435 и 1520 мм с Польшей (Мамоново/Бранево и Железнодорожный/Скандава).
Транзитные грузопотоки Восток – Запад следуют по транспортным коридорам: через Беларусь/Литву, Латвию/Литву и железнодорожно-паромную линию Балтийск – Усть-Луга. Кроме того, перевозки осуществляются через незамерзающий порт Калининград, который обладает развитой инфраструктурой и обслуживает международные морские грузовые сервисы. Российско-польский погранпереход Мамоново/Бранево обслуживает транспортно-логистический центр "Калининград". Идущие через него транзитные грузопотоки ориентированы на центральную и северную части Европы. Терминал оснащен открытой грузовой площадкой с возможностью единовременного хранения 1200 TEU и 100 тыс. тонн навалочных грузов, всеми необходимыми техническими средствами для переработки 450 тыс. TEU и 2 млн тонн грузов в год.
Погранпереход Железнодорожный/Скандава обслуживает транспортно-логистический центр Черняховск. Транзитные грузопотоки здесь ориентированы на юго-восточную часть Европы. Терминал оснащен открытой грузовой площадкой, оборудованной устройствами для хранения рефконтейнеров, с возможностью единовременного хранения 800 TEU, 15 тыс. тонн навалочных грузов и 4,5 тыс. автомобилей, всеми необходимыми техническими средствами для переработки 300 тыс. TEU, 4 млн тонн грузов и 200 тыс. автомобилей в год. На терминалах осуществляется перегруз из вагонов колеи 1520 мм в вагоны колеи 1435 мм контейнеров, навалочных, тяжеловесных грузов и легковых автомобилей, проводится таможенное, фитосанитарное и ветеринарное оформление грузов.
Инвестиции, направленные в модернизацию ТЛЦ, позволили в прошлом году вдвое увеличить контейнерные перевозки через Калининградскую железную дорогу - до 150 тыс. ТEU, в т.ч. в сообщении Китай – Европа – Китай. С компанией "ТрансКонтейнер" в 2018 году организованы перевозки груза из Китая по морю в порты Владивосток и Находка и далее контейнерными поездами в Калининград. Поезд прошел расстояние 10,5 тыс. км за 11 дней. В начале 2019 года была осуществлена перевозка контейнеров из китайского города Далянь в Калининград через железнодорожный погранпереход Забайкальск/Манчжурия за 13 дней.