Новости

Прогноз Ассоциации: трассы до Екатеринбурга и Минска перспективны для развития автономных перевозок

21 февраля 2025

Федеральные трассы М-12 «Восток» от Екатеринбурга до Тюмени, М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и трасса КАД-2 в перспективе интересны бизнесу для развития высокоавтоматизированных грузоперевозок. Такой прогноз агентству ТАСС озвучила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

Сейчас беспилотное движение робофур уже запущено на трассе М-11 «Нева» (Москва-Санкт-Петербург), в этом году планируется запустить автономное движение на ЦКАД, в 2026 году – на М-12 «Восток» (сейчас трасса построена от Москвы до Казани, запланировано ее продление сначала до Екатеринбурга, потом до Тюмени).

«Запускать высокоавтоматизированные транспортные средства – ВАТС – имеет смысл на магистральных направлениях, где нет пешеходов, светофоров и где, естественно, постоянная высококачественная связь. Запуск ВАТС – это масштабный процесс, который несет за собой целый спектр цифровых технологий – беспроводная связь, цифровые карты, цифровые двойники. В этом году мы ожидаем, что движение беспилотных грузовиков будет запущено на ЦКАД, позже – на М-12 Москва-Казань. Если говорить о перспективных направлениях, которые точно интересны бизнесу, то к ним мы относим продление М-12 до Екатеринбурга и в последствии до Тюмени. Также привлекательной трассой для бизнеса, в первую очередь, для крупных компаний, которые уже имеют солидный опыт использования беспилотных фур, например, для NatCar, – является М-1 «Беларусь», в первую очередь – наличием стабильного товарооборота между нашими странами», – сказала Полина Давыдова.

Она отметила, что у бизнеса вызывает интерес планируемая трасса КАД-2 вокруг Петербурга – она не так давно была внесена в программу деятельности «Автодора» до 2030 года:

«В перспективе – это логичное развитие беспилотного коридора между Москвой и Петербургом, который будет брать начало на ЦКАД, идти по М-11 «Нева» и доезжать на КАД-2, вокруг которого сосредоточены логистические кластеры Санкт-Петербурга и области. Также трассу М-4 «Дон» - на ней сейчас тестирует свои автономные грузовики «Яндекс» – наши флагманские компании называют перспективной для запуска коммерческих грузоперевозок, в том числе из-за постоянного грузопотока, который во многом состоит из продуктов питания – то есть скоропортящегося товара, при перевозке которого скорость имеет критическое значение».

По словам директора Ассоциации, беспилотные грузоперевозки – крайне желаемый и коммерчески выгодный для логистов инструмент, который будет вызывать все больший интерес по мере расширения инфраструктуры.

«Спрос на автоматизированные грузоперевозки очень высок уже сейчас и в перспективе будет только расти, этого, в том числе ожидает и бизнес, с которым на базе Ассоциации мы находимся в постоянном контакте. Например, Navio в перспективе заинтересованы в масштабировании своего проекта автономных магистральных грузоперевозок. Чем дальше ВАТС смогут доставлять груз, тем меньше будет себестоимость перевозки для грузоотправителя. Таким образом, эффективность эксплуатации автономного транспорта для бизнеса будет расти за счёт увеличения дистанции «плеча» перевозки. Автономный тягач способен работать круглосуточно, без перерывов на сон и без соблюдения режима труда и отдыха, соответственно, чем длиннее трасса – тем больше преимущества у ВАТС. Максимальная эффективность будет достигаться при совмещении в одном маршруте нескольких трасс, например, - грузовик из Петербурга сможет проехать в беспилотном режиме по М-11 и выйти на ЦКАД, а потом уйти на М-12», – добавила Полина Давыдова.

Говоря о долгосрочных перспективах, наиболее экономически эффективной станет перевозка на Дальний Восток. «Наше государство сейчас очень плотно работает над транспортной доступностью этого региона, в том числе – задумывается о продлении до Дальнего Востока высокоскоростной железнодорожной магистрали в перспективе до 2050 года, думаю нельзя исключать, что в регионе со временем появится инфраструктура, которая будет подходить для развития беспилотного движения. Идея проекта изначально была в том, чтобы сделать основные транспортные артерии нашей страны доступными для автомобильных беспилотников», – отметила Полина Давыдова.