Новости

PRO//Движение.Digital: Цифровая система национального масштаба

17 декабря 2020
Источник

Лучшие сервисы ОАО «РЖД» могут стать основой для общеотраслевой мультимодальной платформы. В ИД «Гудок» прошла международная транспортно-логистическая конференция «PRO//Движение.Digital». Её темой стал «Цифровой иммунитет транспортной отрасли». Участники конференции подтвердили своевременность и правильность выбора ОАО «РЖД» цифровизации в качестве одного из основных инструментов повышения эффективности работы. 

Замдиректора Департамента цифровой трансформации Министерства транспорта РФ Евгений Ткаченко заявил: «Пандемия сделала цифровизацию транспортного комплекса необратимой. Был свиной грипп, птичий, атипичная пневмония, но ничто так не повлияло на нашу жизнь, как нынешняя пандемия. Произошло это, видимо, потому, что она выступила спусковым механизмом более глобальных процессов». Он отметил, что цифровизация долго обсуждалась на разных уровнях, но с приходом COVID-19 в этом вопросе случился настоящий прорыв. 

Исполнительный партнёр Gartner Максим Григорьев отметил, что лучше других к кризисной ситуации оказались готовы компании, до прихода нового коронавируса сформировавшие свой цифровой иммунитет. (Цифровой иммунитет предполагает защиту бизнеса от негативных последствий ограничительных мер, в частности локдаунов, в период пандемии за счёт развития цифровых технологий.) Те, кто уже имел заделы в области цифровых технологий, сумели быстро перестроиться на дистанционные сервисы и сохранить свои позиции на рынке. 

По общему мнению, к таким компаниям, безусловно, относится ОАО «РЖД». Заместитель генерального директора холдинга Евгений Чаркин сообщил, что Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» была принята ещё в 2019 году и ни один из входящих в неё 55 крупных проектов не был свёрнут во время пандемии. Часть уже созданных клиентских сервисов дистанционного взаимодействия оказались востребованными партнёрами и клиентами куда в большем объёме, чем ожидалось. В частности, прирост клиентской базы отмечен на цифровой платформе «Грузовые перевозки», созданные электронные сервисы для пассажиров позволили в этом году на 30% увеличить продажи электронных билетов в сравнении с данными прошлого года. 

Евгений Чаркин отдельно выделил рост востребованности электронного документооборота на внутрироссийских перевозках и рост интереса к проекту «Интертран», позволяющему сопровождать мультимодальную транснациональную перевозку электронными данными, обеспечивая электронное взаимодействие всех участников и государственных органов. 

Реализованный в 2019 году пилотный проект перевозки с «Интертран» по маршруту Иокогама (Япония) – Владивосток – станция Силикатная сократил общий путь за счёт снижения времени оформления документов более чем на четверо суток. «Мы с большим вниманием следим за развитием проекта «Интертран», – отметил генеральный директор АО ОТЛК ЕРА Алексей Гром. – За такими технологиями будущее». 

Успешно применён «Интертран» и при доставке транзитных грузов через территорию РФ из КНР в Белоруссию. Заместитель главного инженера Белорусской железной дороги Геннадий Глевицкий сообщил, что БЖД и РЖД уже более 10 лет сотрудничают в развитии электронного документооборота и сегодня большая часть грузов в двухстороннем сообщении перевозится с использованием таких документов. 

Он предложил подумать над следующим шагом. «Стоит задуматься об отказе от документооборота вообще. Зачем гонять по сети документы, пусть и электронные, когда перевозку можно обеспечить при помощи информации, размещённой на цифровой транспортно-логистической платформе? И сделать её постоянно доступной для всех участников перевозки в виде информации на портале. Скорее всего, такая платформа должна будет строиться на технологии блокчейн», – говорит Геннадий Глевицкий. 

Развитие цифровизации предполагает значительное изменение нормативного регулирования отрасли. И, по мнению директора Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), генерального директора «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антона Замкова, ведущие компании должны активно включиться в этот процесс. 

«Эффективность и скорость трансформации будут зависеть от того, насколько нормы правового и технического регулирования соответствуют темпам развития и возможностям новых цифровых решений, учитывают и парируют новые технологические риски. Потому национально ориентированный бизнес просто обязан взять на себя новую роль: активной и инициативной разработки проектов нормативных актов, а также их обкатки в ходе реализации пилотных проектов и в режиме «регуляторной песочницы», – подчеркнул Антон Замков. 

Евгений Ткаченко обратил внимание на рождённые цифровизацией задачи кадрового развития отрасли. Более половины транспортных компаний переходят на новые бизнес-модели, основанные на цифровых технологиях. В связи с этим возникает два стратегических вопроса: где найти новые кадры с необходимыми новыми компетенциями и что делать с теми, кто высвобождается в результате внедрения цифровых технологий? 

«Число высвобождаемых рабочих мест в транспортном комплексе потенциально очень большое. И стратегия цифровой трансформации должна предусматривать работу по их переподготовке для работы в новых технических условиях», – сказал представитель Минтранса. Говоря о роли ОАО «РЖД» в цифровизации отрасли, Евгений Ткаченко заметил, что компания создаёт на основе своей инфраструктуры цифровую систему национального масштаба. Её лучшие цифровые сервисы могут стать основой для формирования общеотраслевой платформы. 

Согласен с таким посылом и Антон Замков, по мнению которого масштабные цифровые проекты крупных компаний могут при объединении создать единую платформу транспортной мультимодальности, обеспечивающую работу цифровых транспортных коридоров. 

«Это электронная торговая площадка РЖД «Грузовые перевозки», электронная навигационная пломба, цифровой МАПП (многосторонний автомобильный пункт пропуска) с электронной очередью и одним окном для всех надзорных процедур, госсистема «Платон» как способ мониторинга логистики на всех федеральных трассах», – приводит пример возможного взаимодействия Антон Замков. 

Цифровизация таких гигантов, как РЖД, стимулирует развитие отечественной IT-индустрии. В качестве примера можно привести АО «Компания ТрансТелеКом» (ТТК), реализующее проекты по заказу ОАО «РЖД». 

В частности, в этом году ТТК создал в интересах холдинга «РЖД» Единый центр мониторинга информационной безопасности, основной задачей которого является формирование единой технической, нормативной и организационной базы. Он следит за состоянием защищённости информационных ресурсов ОАО «РЖД», его дочерних компаний и партнёров. Центр обеспечивает своевременное качественное автоматизированное реагирование на любые инциденты в области информационной безопасности. «Это один из самых знаковых наших проектов в этом году», – считает заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО «Компания ТрансТелеКом» Алексей Ноздрин. 

Во время конференции отмечалось, что компании транспортно-логистического комплекса, вовремя и качественно осуществляющие переход на цифровые сервисы, имеют возможность не только устоять сегодня, но и обеспечить себе заметное место на рынке транспортных услуг в будущем.