На Демо-дне ИЦК на транспорте обсудили главные направления технологического развития отрасли
23 апреля в Центральном офисе Сбербанка в рамках демо-дня индустриальных центров компетенций (ИЦК) на транспорте состоялась пленарная сессия. В мероприятии приняли участие замминистра транспорта РФ Андрей Никитин, замгенерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, представитель Международного аэропорта «Шереметьево» Валерий Шинкарюк, замгенерального директора по информационным технологиям ПАО «Аэрофлот» Антон Мацкевич, замгенерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергей Симонов и старший управляющий директор, начальник Управления по работе с клиентами транспорта и автомобилестроения Сбера Антон Кирюхин. Модератором сессии выступила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
Участники обсудили главные направления технологического развития отрасли, а также представили промежуточные итоги импортозамещения и их влияние на развитие транспорта.
В ходе пленарной сессии заместитель Министра транспорта РФ Андрей Никитин подчеркнул, что для достижения целей цифровизации транспортной отрасли необходимо не только продолжать замещение западного программного обеспечения, но и активно развивать и внедрять новые технологии, такие как искусственный интеллект и беспилотные системы.
«В отраслевом комитете по транспорту создано четыре индустриальных центра компетенций, благодаря которым уже достигнуты значительные успехи. В частности, разработано отечественное программное обеспечение для управления грузовыми и пассажирскими перевозками. По данным компаний, на сегодняшний день порядка 70% западного ПО уже замещено. Однако, в соответствии с поручением Президента, необходимо довести этот показатель до 90% к 2030 году, включая реализацию новых проектов «второй волны». Для того чтобы механизмы индустриальных центров компетенций оставались драйвером цифровизации транспортной отрасли, важно рассмотреть более широкое применение искусственного интеллекта, внедрение беспилотных технологий и роботизацию рутинных задач. Также необходимо оценить конкурентоспособность наших решений на внешних рынках и активно продвигать их в странах СНГ и других дружественных государствах. При этом нужно учитывать вероятность возвращения западных вендоров и заранее предусмотреть возможные сценарии развития ситуации и продумать дальнейшие шаги для укрепления позиций отечественных разработок», — подчеркнул Андрей Никитин.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин в своем выступлении сделал акцент на важности совместной цифровизации участников транспортной отрасли. Он отметил особую роль в этом процессе ИЦК.
«Благодаря ИЦК мы получили очень хороший рабочий инструмент, который позволяет гармонизировать IT-ландшафт в отдельных отраслях. Особенно это важно в транспорте, где мы стремимся предоставлять комплексные цифровые услуги нашим клиентам. Важно, чтобы все участники шли в одном темпе цифровизации, так как отставание кого-либо может привести к неэффективности комплексной услуги. Нам также необходимо работать над межотраслевым взаимодействием, так как многие решения, разработанные в рамках других ИЦК, могут быть востребованы и в транспортной отрасли», — сообщил Евгений Чаркин.
Заместитель генерального директора по информационным технологиям и информационной безопасности ПАО «Аэрофлот» Антон Мацкевич рассказал, что сегодня авиакомпания финансирует семь технологических проектов. Все они в перспективе, после завершения, имеют возможность тиражирования не только на наш рынок. Один из таких проектов — разработка планшетов для летчиков и бортпроводников c документацией по рейсам и информацией по пассажирам.
«На текущий момент для летчиков мы имеем более 3 тысячи наших отечественных планшетов, а для бортпроводников — более 7 тысяч. Наша дочерняя авиакомпания 'Россия' к концу года также перейдет на этот продукт с 3 тыс. планшетов. Влияния извне здесь уже нет», — рассказал Антон Мацкевич.
Представитель Международного аэропорта «Шереметьево» Валерий Шинкарюк также рассказал о пользе ИЦК для отрасли, а также о сотрудничестве с международными партнерами.
«Благодаря таким площадкам, как ИЦК, к нам приходят люди. У нас уже есть определенный портфель заказчиков не только внутри страны. Мы общаемся с ЮАР, налажен диалог с Алжиром и начали общение с Таиландом. Я надеюсь, что не за горами появление контрактов, поскольку у нас идет обмен опытом: мы показываем свою систему, они показывают, как работают. Мы видим, что многие из них остались на системах, разработанных 20 лет назад, и не внедрили новшества, которые уже сделали мы, особенно в области искусственного интеллекта. Я считаю, это одно из самых важных достоинств нашей работы», — убежден Валерий Шинкарюк.
По словам замгенерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергея Симонова, несмотря на уход иностранного ПО, которое зарекомендовало себя в российских портах, существует уверенность в качестве и надежности отечественного программного обеспечения, разработанного российскими специалистами.
«Иностранное ПО неплохое. Оно несколько десятков лет работало у нас в наших портах и зарекомендовало себя достаточно хорошо. Однако они просто так в 2022-2023 годах ушли. Поскольку это объекты критической информационной инфраструктуры, отвечающие за безопасность мореплавания, мы, вероятно, при их возможном желании вернуться, будем ходатайствовать или настаивать на том, чтобы иностранные компании работали там, где сейчас продолжают свою деятельность. Наше программное обеспечение, разработанное российскими специалистами, не хуже, оно лучше», — подчеркнул Сергей Симонов.
Начальник Управления по работе с клиентами транспорта и автомобилестроения Сбер Антон Кирюхин рассказал, в какой роли компания видит себя в технологическом развитии транспортной отрасли.
«Мы видим свою роль как партнера транспортных компаний в разработке новых продуктов и решений, включая импортозамещение, и готовы делиться своими наработками не только на коммерческой основе, но и в рамках партнерства. Мы не нуждаемся в господдержке как разработчики, но заинтересованы в том, чтобы наши потенциальные заказчики имели такую поддержку, что поможет стимулировать инновации в консервативной транспортной отрасли», — сообщил Антон Кирюхин.
Директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова подчеркнула, что ИЦК играют ключевую роль в обеспечении технологического суверенитета страны, демонстрируя успешные результаты в создании конкурентоспособных продуктов как на отечественном, так и на глобальном рынках.
«Сегодняшняя встреча еще раз подтверждает, что индустриальные центры компетенции — это не просто модный тренд, а реальный механизм по технологическому суверенитету нашей страны. За два года мы действительно прошли колоссальный путь. Каждый из наших ИЦК показал впечатляющие результаты. Мы с вами не просто замещаем импортные технологии, мы создаем принципиально новые продукты. Я считаю, что они максимально конкурентоспособны не только на отечественном, но и на глобальном рынке», — сообщила Полина Давыдова.
Справочно:
Индустриальные центры компетенций (ИЦК) созданы в 2022 году по итогам конференции «Цифровая индустрия промышленной России» по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина.
В транспортной отрасли сформировано четыре ИЦК: «Железнодорожный транспорт и логистика», «Авиационный транспорт», «Аэропорты» и «Морской и речной транспорт». Проекты ИЦК направлены на разработку и внедрение российских цифровых продуктов и решений, необходимых для замещения используемых зарубежных продуктов. Среди задач ИЦК: переход на отечественное программное обеспечение, обмен опытом и презентация проектов внутри транспортной отрасли, популяризация цифрового потенциала страны, а также анализ текущего состояния рынка и содействие в масштабировании инновационных разработок.