Лучшие пассажирские решения для страны: пришло время делиться
Директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова рассказала на ПМЭФ-2024 о решениях Минтранса России для общественного транспорта страны, выступив на сессии «Счастливый пассажир не только в столице. Когда?»:
Пришло время наши лучшие цифровые практики на пассажирском транспорте: региональные - Москвы и других наших регионов, и корпоративные – РЖД, Аэрофлота, - распространить на мегаполисы и города всей России. Конечно, с учетом их специфики.
Цель государства и бизнеса – сделать поездки россиян по всей стране удобными, безопасными и комфортными. Было бы здорово иметь одно приложение для выбора маршрута разными видами транспорта, использовать бонусы, льготы. Это сильный стимул для развития внутреннего туризма нашей страны.
В поддержку этого процесса Минтранс России создает Платформу пассажирских перевозок, она называется «Российский транспорт». Это один из самых масштабных проектов в области пассажирских перевозок на ближайшее время.
Но надо видеть и масштаб работы: за 2023 год пассажирским транспортом, включая авиационный и железные дороги, было перевезено более 9 млрд человек. И 70 процентов пассажирских перевозок осуществляется городским транспортом. Поэтому модернизация парка городского транспорта, внедрение цифровых сервисов для городских пассажиров, формирование оптимальной маршрутной сети, учет всех льгот в цифровом виде – приоритет нашего государства.
Коротко скажу о задачах Платформы пассажирских перевозок.
- Сбор и анализ данных для программ модернизации транспортного парка и инфраструктуры, а также консолидированного заказа подвижного состава.
- Обеление рынка пассажирских перевозок.
- Обеспечение эффективности и адресности федеральных и региональных льгот и субсидированных перевозок, в первую очередь. для многодетных семей и ветеранов СВО,
- Создание условий для реализации бизнесом спектра инновационных моделей пассажирских перевозок: мультимодальных по оптимальному маршруту и единому билету, перевозок по требованию и других.
Исходя из этих задач в состав Платформы планируется включить такие системы:
- федеральную навигационно-информационную систему и систему контроля пассажирских перевозок, что позволят контролировать исполнение расписания и маршрутов движения общественного транспорта, соблюдение лицензионных требований перевозчиками, чтобы выявить и пресечь нелегальные перевозки
- отраслевую систему управления данными, что позволит определить реальную потребность в приобретении транспортных средств регионами, включая субсидии из федерального бюджета,
- информационную систему управления льготными и субсидированными перевозками.
Работы по созданию отдельных элементов Платформы осуществления пассажирских перевозок уже начались. В приоритете – агрегирование и перевод в электронный вид всех видов льгот, на всех видах транспорта, использования потенциала системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для мониторинга пассажирских перевозок, к которой сегодня подключено 11 миллионов транспортных средств, а также создание аналога транспортно-экономического баланса, который позволит на основе собранных данных более четко формировать госзаказ на обновление транспортного пассажирского парка.
Сегодня льготные категории граждан — это не только наши пожилые родственники, а наши дети, школьники, студенты. Есть определенная группа граждан по дальним регионам. Есть маломобильные, есть многодетные, ветераны СВО. И уже начата работа по упрощению оформления этих льгот в электронном виде. С 1 июля 2023 г. начался эксперимент по внедрению «Портала субсидированных перевозок». На данный момент в России действует несколько программ субсидирования полетов, в том числе на Дальний Восток, в Калининград. За 2023 год через систему 1,2 миллионов пассажиров смогли приобрести льготные авиабилеты в «один клик». Вышло постановление по эксперименту с электронным студенческим билетом. Начиная с нового учебного года у студентов будет возможность оформить проездные документы в электронном виде без необходимости предъявления своего студенческого билета.
В завершение о таком удобном для пассажиров сервисе, как безналичная оплата проезда, где на усмотрение пассажира возможны разные технические решения. Из новинок. Минтрансом России разработана информационная система, позволяющая автоматизировать деятельность по бесконтактной оплате проезда с применением геолокации (open loop) при организации пассажирских перевозок наземным городским пассажирским транспортом. Например, в Ярославской и Тверской области сейчас совершено почти 6 млн оплат с помощью геолокации. РЖД тоже смотрит в этом направлении. Во втором полугодии 2024 года планируется тиражирование проекта на маршруте Казань-Арск. ОАО «РЖД» заинтересовано во внедрении также на других железных дорогах (Калининград, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Сочи).
Нужно задуматься о большей автоматизации нашего пассажирского парка. Речь о таких системах, как, во-первых, мониторинг состояния водителя за рулем, это решение активно применяется и позволяет избежать большого количества аварий. Эта система позволяет разбудить водителя, вернуть его внимание к дороге, если он отвлекается. Это то, что точно можно распространить в регионы нашей страны, потому что это эффективное решение, которое ведет к сокращению аварий на дорогах. Второе: телемедицина, которую тоже нужно распространять в нашей стране. Третье: электронный путевой лист, который сделал Минтранс России, и ее можно использовать по всей стране.