Новости

Конференция «Коммерсантъ» - «Такси на грани: что ждет отрасль». Выступление Андрея Ионина

29 октября 2020
Источник

29 октября на онлайн-конференции «Коммерсантъ» ведущие эксперты, ключевые участники отрасли и представители органов власти обсудили вопросы регулирования рынка такси в России. 

Одним из спикеров мероприятия выступил главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин, который отметил три общих проблемы цифровой трансформации экономики, частностью которой является развитие сферы такси: 

«Первое – «регуляторный разрыв». Он возникает как результат того, что темпы развития цифровых технологий выше темпов совершенствования регулирования рынков на основе этих технологий. Это отставание не чья-то персональная недоработка, а имеет объективный характер: высокотехнологичный бизнес в борьбе за новые рынки всегда быстрее, чем государство, которому и надо сбалансировать множество интересов, и от которого никогда в истории не требовалась такая скорость изменений в регулировании. Но если скорости развития разные, то разрыв между нормами регулирования и новой технологической реальностью будет только нарастать. 

Все известны примеры такого «разрыва»: дроны и рынок сегодняшнего обсуждения - агрегаторы такси. Дроны общедоступны, но их применение де-факто под запретом, ибо государство не понимает, как управлять рисками их массового применения. Агрегаторы такси в мире существуют более 10 лет, они стали главными игроками на этом рынке, но их регулирование начинается только сейчас даже в США. 

Одновременно мы видим два сценария поведения государства при «регуляторном разрыве»: «запрет» (проще запретить, чем разрешить) и «игнорирование» (оставить новый технологический рынок до времени в «серой зоне»). 

Кстати, новые российские механизмы «регуляторной гильотины» и «регулятивной песочницы» направлены именно на уменьшение «разрыва». Наличие «регуляторного разрыва» на быстроразвивающихся высокотехнологичных рынках касается всех высокотехнологичных отраслей и рыночных сегментов, а не только рынка такси. И это проблема несовершенства исторически сложившихся процессов регулирования. Процессы госрегулирования должны также пройти через цифровую трансформацию. 

В частности, нужны не разовые, как было всегда в истории, а постоянно работающие механизмы уменьшения «разрыва», причем совместные механизмы государства и бизнеса. И именно тут путь к решению проблемы на рынке такси, и изменить свои процессы должно и государство, как регулятор. 

Второе - феномен «цифровых экосистем». Нам, россиянам и России, исключительно повезло. И это не преувеличение. Только в трех странах мира есть полноценные национальные цифровые экосистемы. В США этот феномен именуют GAFА, в Китае - это Alibaba, Tencent, Xiaomi и BeiDou. У нас теперь уже две – Яндекс и Сбер. И это уже не в два раза, а на порядок, лучше, чем одна. Причем обе цифровые экосистемы занимаются не только транспортной отраслью, но и конкретно той сферой, которую мы сегодня обсуждаем - такси. 

Цифровые экосистемы по определению обладают столь высокой технологической и цифровой мощью, что правильная стратегия регулятора здесь действовать не новыми запретами и ограничениями, а через мотивирование к решению реальных проблем за счет высокотехнологичных и цифровых решений. И такие примеры высокотехнологичных решений, например, Яндекса и Сбера применительно к рынку такси мы уже знаем – видеокамеры мониторинга состояния водителя, телемедицина, электронный путевой лист. 

Примеры таких стратегий в мире есть, но пока не в России. Наше государство, как регулятор, должно овладеть этой современной эффективной технологией. Да, это креативная и ювелирная работа, но если мы так сделаем, то и проблему решим, и цифровую трансформацию экономики обеспечим – решим одну из пяти национальных задач, обозначенных президентом страны. При этом сделаем это при минимуме бюджетных затрат, поскольку и разработку решений, и их внедрение возьмут на себя цифровые экосистемы. Государству необходимо создавать специальные умные и тонкие экспертные и регуляторные механизмы мотивирования наших цифровых экосистем на решение проблем именно путем новых технологий. В полной мере это касается и рынка такси. 

Третье - «доступ к данным государственных информационных систем». Такие системы уже накопили огромный массив данных, и с каждым днем их становится все больше. Но понятных, равных и недискриминационных правил доступа к этим данным нет. Получается данные есть, но они лежат мертвым грузом для экономики, не капитализируются. В полной мере это касается таких систем в транспортной отрасли, где есть данные и инфраструктура федерального охвата, как «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон», но они вне рынка, в том числе, такси. 

Доступ к данным государственных информационных систем позволит резко улучшить эффективность на рынке такси и безопасность на транспорте. В этой ситуации государству целесообразно не создавать за счет бюджета свои отраслевые супер-ГИС, куда должна собираться вся – нужная, малонужная и вовсе бесполезная, информация по отрасли, а обеспечить доступ к данным таких систем, если будет показано, что эти данные повышают эффективность бизнеса и безопасность для рынка такси, в частности». 

Видеозапись конференции - «Такси на грани: что ждет отрасль»