Новости

ИЦК: пути дальнейшего развития эффективного механизма

25 августа 2023

На панельной сессии «ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика»: результаты, опыт, подходы и перспективы», прошедшей в рамках Международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо», обсудили результаты работы индустриального центра компетенций, возглавляемого РЖД, а также пути дальнейшего развития этого эффективного инструмента импортозамещения.

Приветственное слово участникам салона направил заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко. «Ключевая тема салона 2023 года – актуальный для всей страны вызов – обеспечение технологического суверенитета. Именно такую задачу поставил перед нами Президент Владимир Путин. Развитие отечественного ПО, объектов критической информационной инфраструктуры, свои технологические исследования и разработки – всё вместе это гарантирует устойчивость экономики России. Железнодорожный транспорт – ядро российской логистической отрасли, которое призвано стать локомотивом импортозамещения», – отметил вице-премьер.

Он напомнил, что по инициативе Председателя Правительства Михаила Мишустина в прошлом году был запущен масштабный проект по импортозамещению промышленного ПО. В ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» реализуются восемь проектов, которые включают в себя разработку импортонезависимого программного обеспечения для оформления перевозочных документов, продажи билетов, прогнозирования пассажиропотока, управления инфраструктурой и ремонтом вагонов. Использование данных решений не ограничивается одной отраслью, но представляет интерес для смежных индустрий и имеет высокий экспортный потенциал. Так, в результате разработки системы продажи железнодорожных билетов и управления пассажирским комплексом АСУ «Экспресс» нового поколения оформляется более 1 млрд железнодорожных поездок в год, система позволяет обрабатывать более 2000 запросов в секунду.

«Механизм ИЦК на деле доказал свою эффективность. Мы стали свидетелями того, что решения, разрабатываемые на замену иностранного программного обеспечения, обеспечивают бесперебойную работу всей отрасли. РЖД является лидером по числу проектов, один из них – перевод системы железнодорожного электронного документооборота ЭТРАН на импортонезависимый стек. У системы десятки тысяч пользователей. Важно, что проект развивается. Уже совсем скоро начнется пилот по стыковке ЭТРАН с системой электронных перевозочных документов – ГИС ЭПД. Так же отмечу, решения, которые были разработаны в рамках всех 4 ИЦК – универсальны и могут быть использованы всеми игроками соответствующих рынков. Например, в рамках ИЦК «Авиационный транспорт» была разработана и в настоящее время эксплуатируется информационная система «Авиационная сервисная платформа», которая позволяет передавать телеграфные сообщения между участниками авиаотрасли. Сегодня к системе подключено 56 российских аэропортов. Тестирование системы для взаимодействия с международными аэропортами произойдет буквально на следующей неделе, а к концу 2023 года планируется вывести «Авиационную сервисную платформу» на зарубежные рынки», – отметил заместитель Министра транспорта России Дмитрий Баканов.

За прошедший год во всех ИЦК, в том числе в транспортном, накоплен большой опыт. На примере РЖД видно, что это может дать неожиданный ранее результат. В ходе сессии участники обсудили пути дальнейшего развития данного механизма, а также какие идеи и успехи можно использовать в других – транспортных и нетранспортных ИЦК.

«Наш ИЦК не только чемпион среди транспортных центров компетенций по числу проектов, но и уникален по разнообразию участников. Но именно это позволило найти необычные точки соприкосновения и синергетические эффекты. Например, выяснилось, что система моделирования пассажирских потоков в РЖД может быть интересна администрациям метрополитенов и муниципальным службам для транспортного планирования. Уверен, что эта тенденция сохранится и дальше. В ближайшее время мы планируем реализацию функциональности на основе искусственного интеллекта и больших данных в наших проектах, в том числе для создания прогностических моделей в системах управления инфраструктурой. Эти решения могут приходится не только транспортному сектору, но и широкому кругу компаний из других отраслей, а также обладают экспортным потенциалом», - прокомментировал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.

Как отметила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, наработки железнодорожного ИЦК, а также опыт РЖД в высокотехнологичных разработках и взаимодействии с десятками партнеров, будут востребованы не только в России, но и в других странах. «Буквально два дня назад, выступая на саммите БРИКС, Президент России Владимир Путин заявил о необходимости учредить в рамках БРИКС постоянно действующую комиссию по транспорту, которая бы занялась вопросами логистики, создания новых устойчивых безопасных транспортных магистралей. Я считаю, что накопленный опыт в рамках ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика» может оказаться полезным для реализации данных инициатив, а разработанные в рамках проектов ИЦК решения могут экспортироваться», – сказала она.

Механизм индустриальных центров компетенций (ИЦК), созданный больше года назад по поручению Председателя Правительства Михаила Мишустина, доказал свою эффективность по переходу на использование отечественного программного обеспечения для бесперебойной работы отрасли. В комитете «Транспорт» 4 ИЦК: «Железнодорожный транспорт и логистика», «Авиационный транспорт», «Аэропорты» и «Морской и речной транспорт». Их возглавили представители крупнейших транспортных компаний: ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», АО «Международный аэропорт Шереметьево», ФГУП «Росморпорт».