ГИС ЭПД: два года успешной работы и планы развития
В рамках Форума Kazan Digital Week 2024 состоялась панельная дискуссия «Электронные перевозочные документы: цифровизация логистической отрасли, кейсы и барьеры». Модератором выступил заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов. В дискуссии приняли участие компании, активно использующие транспортный ЭДО, а также те, кто только планирует присоединиться к системе.
ГИС ЭПД начала свою работу 1 сентября 2022 года. Данные в систему передают компании из 83 регионов страны. По словам Дмитрия Баканова, ГИС ЭПД ждали как транспортные компании, так и государственные контролирующие органы. Она значительно упростила множество процессов и стала основой для цифровой трансформации всего транспортного сектора. В качестве нововведений замминистра напомнил, что с 1 сентября этого года появилась возможность бронировать дату и время подъезда к пунктам контроля для прохождения границы на трех погранпереходах, где внедрена электронная очередь.
Как отметил генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (разработчик ГИС ЭПД) Илья Перевалов, внедрение электронных документов на транспорте – это не цель, а средство достижения изменений в отрасли. «Напомню, появление электронного билета в пассажирских перевозках изменило буквально все, появились новые сервисы для пассажиров. Мы верим, что аналогичные процессы ожидают и логистический бизнес. Совместно с операторами ЭДО, которые являются основным элементом взаимодействия на всех уровнях, мы обсуждаем возможность объединения усилий для изменения бизнес-процессов в компаниях, в которые приходит ЭДО, с точки зрения автоматизации и оптимизации этих процессов, в том числе с применением искусственного интеллекта», – сказал он.
В своем выступлении директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова отметила, что благодаря использованию ГИС ЭПД крупными компаниями количество оформленных документов постоянно увеличивается. «Впереди самый интересный этап – перевод малого и среднего бизнеса на электронный документооборот, а также подключение других видов транспорта. Следующий шаг в развитии системы – создание НЦТЛП, что невозможно без обязательного подключения компаний к ГИС ЭПД. Мы, как представители бизнеса, считаем, что это должно стать необходимым условием для работы на платформе», – сказала она.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин назвал ключевые преимущества экосистемного подхода при внедрении цифровых решений. Пример такого подхода – проект мультимодальных перевозок с использованием системы ЭТРАН РЖД и государственной ГИС ЭПД. По его словам, 90 % грузоотправителей взаимодействуют в РЖД в электронном виде, 15 млн электронными документами за 8 месяцев 2024 года обменялись РЖД с контрагентами. «Главная цель формирования единой цифровой среды – создание системы «одного окна» для всей транспортной отрасли и бесшовной мультимодальной логистики», – сказал Евгений Чаркин.
Как отметил директор по развитию бизнеса АО «КАЛУГА АСТРАЛ» Степан Терехин, за год число регионов, где запущены пилоты по автоматизации ЭПД, выросло вдвое и достигло 37. «Мы активно работаем с нашей партнерской сетью по направлению 1С-ЭПД по всей стране и на протяжении последних полутора лет занимаемся обучением партнеров в этом направлении. Большая часть сегмента клиентов, с которыми мы работаем, использует различные программные продукты и платформы. Мы ставим перед собой цель интеграции с этими системами, чтобы работа с электронными документами и электронными перевозочными документами для бизнеса была максимально бесшовной. Одним из ключевых направлений нашей деятельности в рамках 1С-ЭПД являются дистанционные медицинские осмотры – мы интегрировались практически со всеми ведущими поставщиками в этой области», – прокомментировал он.
Начальник службы трансформации ГУП «Мосгортранс» Николай Кудашов напомнил, что сегодня 23 автобусных и 2 электробусных парка компании подключены к системе формирования электронного путевого листа (ЭПЛ). По его словам, ожидаемый эффект от перехода на ЭПЛ должен составить более 36 млн рублей за счет экономии на снижении нагрузки на сотрудников и печати путевых листов. «Электронный путевой лист – драйвер цифровизации производственных процессов ГУП «Мосгортранс». Мы уже осуществляем переход механиков компании на ведение журнала технического контроля транспортных средств (ТС) в электронном виде, автоматизированную систему получения показаний одометра с бортового компьютера ТС, а также планируем переход на электронный журнал регистрации результатов предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей», – отметил Николай Кудашов.
Заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев отметил, что компания уже на протяжении года внедряет электронный документооборот, выпустив за это время свыше 226 тысяч электронных транспортных накладных. Он перечислил преимущества перехода на ЭДО: сокращение затрат, снижение риска утери документов и ошибок, связанных с человеческим фактором. Дмитрий Хрущалев также подчеркнул прогресс в решении проблем, о которых он упоминал три месяца назад, таких как отсутствие роуминга между операторами и необходимость доработки формата электронной накладной. В числе ближайших планов компании – перевод сегмента доставки от и до адреса на электронные перевозочные документы, а также внедрение электронного путевого листа.
Генеральный директор ООО «Такском» Денис Булкаев уверен, что постепенный переход на использование электронных перевозочных документов был правильным решением со стороны Минтранса. «Получив опыт внедрения, в частности в Мосгортранс, мы понимаем, что резкий переход в 2022 г. мог бы привести к значительным сбоям в процессах и вызвать негативные последствия в транспортных организациях. Ситуация должна была вызреть, чтобы подойти к текущему этапу. Сейчас необходимый опыт получен, практика наработана, для подготовки отраслевого императива есть все необходимое, чтобы тщательно взвесить и оценить влияние на отрасль, чтобы никто, особенно бизнес, не пострадал. На начальном этапе это действительно потребовало больших затрат времени и ресурсов, но в результате приводит к удешевлению и ускорению процессов, повышает прозрачность в отрасли. Сейчас практика внедрения устоялась.», – сказал он.
Руководитель управления по развитию и взаимодействию с государственными информационными системами розничной сети «Магнит» Ольга Фабрикантова сообщила, что компания разработала функционал автоматического обмена электронными документами, включая транспортную накладную и путевой лист, для участников перевозки на внутреннем контуре. В ближайшее время планируется подключение внешних контрагентов.
Коммерческий директор компании «Датапакс» Роман Спиридонов рассказал об успешном запуске электронных путевых листов в Ярославской области совместно с Калугой Астрал. Этот проект реализован на предприятии «Транспорт Ярославии». «Как интегратор сервисов для общественного транспорта, мы наблюдаем значительный запрос на переход к электронным путевым листам как со стороны транспортных предприятий, так и от руководства регионов и муниципалитетов», – добавил он.
Директор проектного офиса Delko Федор Селезнев подтверждает, что интерес клиентов компании к переходу на электронный документооборот значительно возрос. По его словам, еще полгода назад к ним обращались лишь единичные заказчики с вопросами о готовности к переходу на ЭТрН. Однако за последние два месяца поступило множество запросов на запуск перевозок в электронном формате.