Дмитрий Баканов: развитие транспорта и логистики и внедрение инноваций в нем невозможно без цифровых технологий
Выступление заместителя Министра транспорта России, председателя наблюдательного совета Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Дмитрия Баканова на открытии пленарной сессии «Технологическое лидерство: транспортная мобильность. Перспективы цифровизации транспортного комплекса и развития беспилотных технологий» в рамках прошедшего на ВДНХ на Форуме-выставке «Россия» Дня «Транспортная мобильность».
«Развитие транспорта и логистики и внедрение инноваций в нем невозможно без цифровых технологий. Это уже очевидно. Я думаю, никто из вас не покупает билеты, не ездит в кассу вокзала, не покупает их за наличность, не берет эти бумажные квитки, чтобы сложить в карман. Никто не оплачивает пассажирский транспорт, горэлектротранспорт наличными, не передает никакому кондуктору никаких денег, никаких билетов.
Мы уже настолько обленились, что даже продукты домой заказываем через курьера. Никто уже в магазины не ходит. Машины люди перестали покупать, потому что есть каршеринг. А впереди еще и беспилотье. Я боюсь, что мы, как в том мультфильме, начнем сильно набирать вес, потому что будем очень мало двигаться. Причем беспилотье развивается на всех видах транспорта. И передовиками у нас были Яндекс, СберАвтотех, которые с пассажирскими перевозками стартовали и уже более 30 миллионов километров проехали. Компании продолжают улучшать качество сервиса, набирать статистику. Мы пересадили водителя с основного места на пассажирское. Скоро мы его совсем будем убирать (из салона).
Не так давно, чуть менее года назад, мы запустили грузовые беспилотники, а это был особый вызов, потому что само транспортное средство отечественное, поскольку иностранные вендоры отказались работать с нами, и масса его 20 тонн, плюс груз. Это колоссальная ответственность, которую нам пришлось взять на себя для того, чтобы этот проект стартовал. Командовал всем этим нынешний министр обороны. Может быть он что-то знал, поэтому так эффективно получилось. Но тем не менее, начинали с трех КАМАЗов, сейчас их уже 15. У нас два оператора. Помимо инновационного центра КАМАЗ это СберАвтотех. И конечно же ждем всех остальных участников, которые готовы инвестировать в развитие здесь, и «Эвакарго», которые уже изготовили первый прототип (автомобиля) пятого уровня автономности. Здесь и Яндекс, который мы тоже ждем, помимо пассажирской в грузовой логистике.
Конечно, нельзя не упомянуть про авиационные беспилотники. Порядка 100 тысяч БПЛА в реестре Росавиации, 175 тысяч полетных заданий за 2023 год было выдано.
МЦК и «Ласточка» этим летом начнут отрабатывать беспилотное движение, когда машинист не будет участвовать в процессе. А с 2026 года машиниста из кабины будем убирать и пробовать двигаться дистанционно, когда оператор будет один управлять двумя «Ласточками», а в перспективе - четырьмя.
В декабре прошлого года на нашем отраслевом форуме «Цифровая транспортация» Андрей Рэмович Белоусов дал старт автономному судовождению между Балтийском и Усть-Лугой, Калининградской и Ленинградской областями через Балтику двум паромам - «Генералу Черняховскому» и «Маршалу Рокоссовскому». Будущее уже входит в нашу жизнь.
Мы бы не были полноценным регулятором отрасли, если бы в 2022 году в рамках беспрецедентного санкционного давления не предоставили возможности основным игрокам отрасли возможность перейти на отечественные решения. Это так называемые Индустриальные центры компетенции, которые придумал Михаил Владимирович Мишустин.
И, наверное, самым ярким таким первым проектом, первой ласточкой, был переход всех авиакомпаний на отечественные системы бронирования. За время с 1 ноября 2022 года по сегодня в системе оформлено порядка 150 миллионов билетов. То есть 150 миллионов билетов — это практически 99,9% рынка билетов оформлено через отечественные системы бронирования. Создана конкурентная среда. Одна система принадлежит Госкорпорации «Ростех», другая — компании «ОРС».
Второй проект в этой сфере стал следствием того, что один из крупнейших вендоров отраслевых компания SITA ушла с российского рынка и компания ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в оперативном режиме организовала Авиационную сервисную платформу. Это платформа, которая позволяет обмениваться телеграфными сообщениями. К ней сейчас подключены 12 российских аэропортов, 13 иностранных аэропортов и 56 авиакомпаний. За время работы системы в ней передано более 70 миллионов сообщений.
Также нельзя не упомянуть то, что делает РЖД. Они на отечественный технологический стек переводят систему «АСУ-Экспресс», которая позволяет нам всем покупать билеты, и систему ЭТРАН, которая позволяет обмениваться перевозочными документами на железной дороге. Но также стоит отметить Sitronics с автономным судовождением и навигацией, аэропортовое управление, которое делают и Шереметьево, и решение «Bags-поиск», которое сделал аэропорт Кольцово, и которые применяются и в Белоруссии, и в Армении. То есть мы здесь видим, что мы смогли дать отечественным компаниям возможность не зависеть от иностранных игроков на рынке программного обеспечения, но помимо того мы получили экспортный потенциал.
И конечно, все что мы делаем в первую очередь должно быть нацелено на то, чтобы мы оказывали услугу гражданам, улучшали их жизнь. Яркий пример - создание Портала субсидированных перевозок. Начали мы с авиации. Есть определенные социальные категории граждан, которые имеют право на льготы. Тот ужас, который всегда происходил, когда надо взять бумажку, пойти куда-то в госорган, что-то оформить, чтобы получить право (на льготы), потом в какой-то кассе что-то получить — это сильно утомляет. Благодаря нашему порталу уже с момента его создания 1,5 миллиона граждан оформили свои авиационные билеты в электронном виде с учетом всех субсидий. Мы будем такую услугу расширять на все виды транспорта и уделять особое внимание категории участников Специальной военной операции и их родственникам.
Второе направление. В прошлом году был запущен проект дистанционных медицинских осмотров. Что это нам позволяет? Все водители, кто выходит в коммерческие рейсы, должны в обязательном порядке пройти медицинский осмотр. Раньше эта процедура иногда занимала до двух часов. Сейчас эта процедура занимает несколько минут. Благодаря цифровым технологиям автоматически формируется путевой лист и маршрутное задание. И все эти документы можно проверять дистанционно в онлайне, в том числе и государственным контрольным органам.
Не могу не упомянуть про проект реформирования отрасли таксомоторных перевозок. Вы помните, что буквально 10 лет назад мы ловили такси голосуя рукой у дороги. Сейчас заказ производится через приложение. Период десяти лет, когда мы перешли со средневековья к современному укладу, никак не отразился в нормотворчестве. Поэтому в прошлом году вышел ФЗ-580, который снял несколько очень сложных отраслевых проблем и появилась ФГИС «Такси», которая помогает оказывать услуги, в первую очередь это получение, продление, аннулирование лицензии, помогает проверять легальность перевозок. Такой услугой пользуются 2 миллиона граждан ежемесячно из 20 миллионов граждан, которые пользуются услугами такси. И все это приводит к: А) обелению рынку и Б) безопасности перевозок.
Коротко рассказав о том, что мы сделали, я не могу не упомянуть наши планы. Здесь задачи стоят очень амбициозные, и я расскажу про три ключевых проекта.
Первый проект – создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Название которой выговорить было всем очень тяжело и постоянно была путаница. Как ее только в аббревиатурах не называли на разных уровнях и на разных совещаниях. Поэтому мы ее упростили до «ГосЛог» - Государственная логистика. Смысл платформы заключается в том, чтобы вообще убрать с рынка все бумажные документы, чтобы была сквозная прослеживаемость грузов и мультимодальная электронная перевозка всех грузов.
Второй проект — это пассажирская платформа. Очень чувствительный момент. Почему? Потому что 70% населения пользуются общественным транспортом, и эта как раз платформа будет помогать регулировать эту сферу. Она будет состоять из четырех частей. Первая часть – это мониторинг гороэлектротранспорта, его состояния, чтобы Минпром и предприятия, которые производят транспорт, в онлайн-режиме получали информацию о том, в каком состоянии этот транспорт сейчас находится. Вторая составляющая, которая будет – это Управление льготными перевозками. Помимо авиации мы будем расширять услугу и на все остальные виды транспорта, как я сказал ранее. Третья составляющая – это Федеральная навигационно-информационная система, которая нам и гражданам даст возможность мониторить транспорт в онлайн. Мы будем видеть, когда какой автобус на какой остановочный пункт придет, до секунд, до минут. И последняя составляющая - контроль за пассажирскими и межрегиональными перевозками. Все мы знаем, что большой процент этой сферы находится в серой зоне и нам важно обеспечить безопасность граждан при перевозках. Существует целый ряд цифровых инструментов, которые нам позволят определять, является ли перевозчик легальным или нет, и, соответственно, применять к нему нормы законодательства для того, чтобы вывести его из этой серой зоны.
Последний проект – это цифровизация транспортно-экономического баланса. Почему? Зачастую ходит очень много споров о том, в какой капекс вкладывать инвестиционные средства, какой мост, какая развязка улучшит качество сервиса, а какая не улучшит. Сейчас это зачастую делается путем переговоров, а нам нужен объективный показатель, когда мы в цифровую платформу загружаем все входные данные и она на выходе нам показывает, насколько улучшится та или иная ситуация при появлении дополнительной инфраструктуры. Вот это ключевые проекты, которые мы планируем реализовать в ближайшие полтора года».