Динамическое ценообразование – новая реальность цифровой экономики
Большие объемы информации и цифровые технологии открывают возможности для перехода к новой модели установления цен на товары и услуги в различных отраслях экономики. Это предоставляет новые перспективы как для компаний, так и для потребителей. В то же время, в условиях изменения рыночной ситуации (дефицит кадров, повышение цен) динамическое ценообразование становится важным инструментом регулирования спроса и предложения в стране. Подход, который давно применяется в финансовой сфере, сегодня активно внедряется в электронной коммерции, розничной торговле, авиаперевозках, такси и других видов пассажирских перевозок.
В перспективе "Экономика данных" будет основываться на этом методе установления цен, становясь ключевым элементом цифровой экономики. Эти темы обсуждались на панельной дискуссии "Динамическое ценообразование: новая реальность «Экономики данных»" в рамках конференции ЦИПР-2024.
По словам главного аналитика Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрея Ионина, динамическое ценообразование возникло не сегодня, и даже не вчера, а стало использоваться с момента зарождения рыночных отношений, года продавец и покупатель договаривались о цене, и она могла меняться. «Сейчас на самом деле, благодаря технологиям, мы всего лишь выходим на новый виток спирали. Первыми эту дорожку проложили в финансовые рынки, валютные, где эти технологии используются уже не одно десятилетие, где цена действительно меняется даже не каждую секунду, а каждую сотую долю секунды», - сказал он.
С тем, что динамическое ценообразование существует на рынке достаточно давно согласен и заместитель декана экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Курдин: «Мы можем встретить сегодня этот подход на каждом шагу. Сегодня это и отели, и такси, и энергетика, и железнодорожный транспорт, и авиабилеты.
Он также отметил, что динамическое ценообразование несет целый ряд функций. Во-первых, это сигнальная составляющая, которая важна для бизнеса: повышенный спрос сигнализирует о востребованности того или иного продукта или услуги. Во-вторых, стимулирующая, когда потребители, видя, что цена на услугу растет при определённых условиях (час пик, неблагоприятные погодные условия), корректируют свое поведение и потребление, что, безусловно, позволяет лучше настраивать системы. В-третьих, динамическое ценообразование обеспечивает более точную подстройку спроса и предложения.
Как отметил заместитель генерального директора ОАО «Почта России» Дмитрий Чудинов, «Почта России» планомерно переходит на модель динамического ценообразования, которая включает в себя анализ различных параметров, например, данные по конкурентам или себестоимость конкретных направлений. Модель основана на rule-based подходе и, на текущий момент, не использует технологии ИИ. При этом, компания по гранту Сколково совместно с партнером разрабатывают систему моделирования оптимальных логистических маршрутов, где за предиктивную часть будет отвечать искусственный интеллект, что позволит существенно сократить сроки и себестоимость доставки. Почта уже пилотирует схему работы с поставщиками с использованием технологии спота, что позволит максимально оперативно закрывать краткосрочные потребности компании в перевозке для повышения качества обслуживания. Стоит отметить, что Почта социально-ориентированная компания, уделяющая внимание в первую очередь клиентам, поэтому только часть продуктовой линейки будет использовать данную технологию.
Как рассказал заместитель начальника Управления маркетинга, тарифной политики и управления доходностью АО «Федеральная пассажирская компания» Антон Силинин, в рамках развития системы продажи билетов АСУ «Экспресс» прорабатывается внедрение элементов искусственного интеллекта. «Мы запланировали в текущем и следующем году внедрить элементы искусственного интеллекта в прогнозирование спроса для начала в глубине продажи», - сказал он.
По словам директора Департамента цифрового развития и экономики данных Министерства экономического развития Российской Федерации Владимира Волошина, важно понимать, какие данные задействованы в алгоритмах ценообразования. «Если это внешние факторы, например погода, сезонность, SLA, количество рейсов, это одна ситуация. И здесь алгоритм помогает максимально оперативно получить обоснованное ценовое предложение. Но могут быть использованы и другие данные, о которых мы, например, можем до конца не знать, например персональные данные. У нас не должно быть иллюзий, мы уже достаточно долго живем в цифровом мире, но какие данные и каким образом используются, а также что преобладает или нет прибыль над этикой... - эти вопросы приобретают все большую актуальность», - отметил Волошин.
Генеральный директор «Аметист Кэпитал» Андрей Тян в своем выступлении указал, что динамическое ценообразование в строительстве, в части продажи строительных материалов - это не столько про максимизацию прибыли, сколько про автоматизацию. «Есть строительные компании, которые покупают строительные материалы, есть дистрибьюторы, которые их продают. Есть производители, которые продают материалы, отгружают дистрибьюторам. И динамическое ценообразование должно на самом деле работать с дистрибьюторами. Потому что дистрибьютор должен четко понимать, по какой стоимости он закупает материалы при каких объемах. И какие скидки он в связи с этим может дать. В этой точке как раз будет работать динамическое ценообразование, которое в итоге даст общую эффективность и снижение стоимости товаров для конечного пользователя за счет того, что снизит транзакционные издержки на продажу и на обслуживание продаж», - сказал он.